"Гривицапа" профессора Меньшикова

На спутнике «Юбилейный» проводится эксперимент с движителем, основанным на новых физических принципах получения тяги. Преодолеть гравитацию – об этом мечтают ученые

Фото В.А. Меньшикова

Валерий Меньшиков, заместитель генерального директора Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева, основатель, директор и научный руководитель Научно-исследовательского института космических систем имени А.А. Максимова (НИИ КС) не нуждается в представлении. Весь Интернет, буквально, завален ссылками на его труды.

* * *

- Валерий Александрович, над чем сейчас работает ваш институт?

- У нас четыре основных направления. Первое связано с обеспечением запусков ракет «Протон» и «Рокот». Второе – создание Многофункциональной космической системы (МФКС) Союзного государства России и Белоруссии. В рамках этой программы мы делаем микроспутник «Союз Сат О». В этом году начнутся его испытания в Омске. Третье направление – космическая навигация. И четвертое – диагностика стартовых и технических комплексов на космодромах, а также строительных зданий и сооружений.

- Серьезной наукой лично вы занимаетесь с девяти до восемнадцати. Но вот о вашем увлечении «вечными двигателями» после восемнадцати вечера академики РАН рассказывают невероятные истории. Поделитесь своей идеей двигателя, основанного на новых физических принципах получения тяги.

- Сразу внесу ясность: это не вечный двигатель, как его называют в прессе. Для космического аппарата «Союз-Сат-О» мы разрабатывали сразу четыре типа новых двигателей: лазерно-плазменный, водяной, инерционный и абляционный. Последний мы создаем совместно с действительным членом Российской академии наук (Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления) Гарри Алексеевичем Поповым. В этом двигателе под действием высоковольтного разряда происходит испарение рабочего тела (фторопласта) и образуется тяга. Именно он и будет установлен на «Союз-Сат-О».

- Как далеко вы продвинулись в создании движителя без выброса реактивной массы, работающего на принципе торнадо?

- Сначала мы проводили эксперимент с ртутью. Получили очень хороший результат. Но, к сожалению, ртуть опасна и капризна, поэтому мы перешли к экспериментам с массивными твердыми телами, которые движутся по определенной траектории с разной скоростью – то с ускорением, то с замедлением.

Устройство для непрерывного передвижения без расхода рабочего тела прошло испытания в земных условиях.

- Вы ему дали название?

- Условно – «гравицапа», другого пока нет.

- Для каких «пепелацев» он предназначен?

- Для любого космического аппарата, особенно для наноспутников. В этом случае масса движителя будет снижена до нескольких десятков граммов. Главное сейчас доказать, что он работает.

- Как вы это делаете?

- В мае 2008 г. с космодрома Плесецк ракета-носитель «Рокот» вывела в космос несколько спутников, в частности, малый космический аппарат «Юбилейный». На нем и установлена «гравицапа». В течение полутора лет с помощью «Юбилейного» отрабатывались новые приборы и системы. Недавно эти эксперименты закончились и мы, наконец, смогли приступить к испытаниям своего движителя. Он проработает не менее 15 лет, а максимальное число включений может достичь 300 тысяч.

- Валерий Александрович, как родилась идея создать «гравицапу»?

- Примерно в 2000 году ко мне пришел Спартак Михайлович Поляков – ученый, талантливый инженер и поэт. В одном из своих стихотворений, написанных за несколько месяцев до смерти, он отождествлял себя с «межзвездным странником». Всю жизнь он работал над созданием гравитационного двигателя. Вместе с сыном, Олегом Спартаковичем, Спартак Поляков попытался дополнить механику Ньютона простым уравнением, связывающим вращательное движение массы с ее собственным гравитационным полем. Я увидел у Полякова, что есть некая сила, которая позволяет поддерживать в подвешенном состоянии конструкцию 40 кг, и понял, что надо заниматься этой проблемой.

- Однако Ньютон не нашел источника поля всемирного тяготения. А вы нашли?

- К сожалению, у меня не было возможности серьезно заняться фундаментальными науками. Но как системщик отлично понимаю, что потенциал химических двигателей исчерпан. К далеким планетам нашей Солнечной системы мы на химическом двигателе не долетим. Нужно делать что-то другое, использовать гравитацию или ядерную энергию, или резонансный двигатель, либо что-то еще – вариантов много.

- Член комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Президиума РАН, академик Евгений Александров (племянник А.П. Александрова, президента Академии наук СССР) в одной из телепередач обронил фразу: «Новые открытия не могут отрицать того, что уже заведомо известно». Эта фраза была адресована, в том числе, и вам.

- Основой нового способа перемещения является неукоснительное соблюдение закона сохранения энергии и преобразования ее из одной формы в другую с неравновесным перераспределением кинетической энергии поступательного движения между частями системы. В этой части физики я не отрицаю того, что уже всем известно. Но я работаю еще и в той области, где никому ничего не известно. В нашей стране проявили немалый интерес к гравитации. В 1960 г. вышло закрытое Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС, где перед наукой ставились, в частности, задачи: разработать новые источники энергии и новые принципы получения тяги без выброса массы. Если с первой задачей наука худо-бедно справляется, то со второй – топчется на месте.

- Говорят, что на свою гравицапу вы потратили миллиарды рублей Минобороны...

- Все наши исследования мы выполняли, можно сказать, на общественных началах. Экспериментальные установки делали энтузиасты своими руками. Можно сейчас вновь посчитать стоимость истраченных на эксперименты киловатт-часов, полос железа и электромоторчиков. Сумма невелика, и взята из прибыли, полученной нами от выполнения основной работы. Наш движитель сейчас остался последним работающим агрегатом на платформе малого космического аппарата «Юбилейный». Настало время проверить его в космических условиях.

- Ваши разработки кого-нибудь интересуют?

- Меня официально приглашали в США, Таиланд, Швецию, чтобы я продолжал там работать над созданием двигателей, работающих на новых принципах получения тяги без выброса массы. Но за десятилетия службы в армии (прошел путь от командира взвода на космодроме до начальника космодрома и начальника института – ред.) я сроднился с мыслью, что работать надо в своей стране, поэтому всерьез даже не рассматривал эти предложения.

- Из-за критики в Ваш адрес вы чувствуете, особенно по ночам, как на вас давит столб воздуха силою в двести четырнадцать килограмм?

- Раньше за новые идеи сжигали на костре, как Джордано Бруно, или сажали в тюрьму, как академика Николая Вавилова. Сейчас – только критикуют. Это уже большой прогресс всего ученого мира. Огорчает, что некоторые ученые отрицают не только новое, но и хорошо известное старое, в том числе и заслуги основоположника современной космонавтики Э.К. Циолковского.

- Вы имеете в виду слова племянника президента Академии наук СССР: «Вы думаете, что Циолковский сделал какой-нибудь вклад в космонавтику? Это просто икона! Созданная задним числом икона, потому что таких мечтателей было сколько угодно»?

- Ну, не только это.

- Евгений Александров сказал об идее высадки американских астронавтов на Луну: «… Она могла быть выдвинута, например, Леонардо Да-Винчи, это не имело бы никакого значения, пока не придет время…». Когда придет время вашего движителя?

- У меня большие сомнения в том, что я при таком оголтелом отпоре людей, не желающих дерзать, добьюсь успеха, но пробовать надо. Если бы у меня были деньги и время, мы бы уже имели новый двигатель для космических аппаратов. Однако нет ни денег, ни времени. Сейчас такая большая нагрузка на институт, что на всю тематику людей просто не хватает. Но это счастье, когда много работы.

Владимир ГУНДАРОВ.



Хостинг от uCoz
На главную страницу