Владимир Малахов: «Надо быть созидателем, но не разрушителем!»

Фото В.И. Малахова

Малахов Владимир Иванович окончил истфак Воронежского государственного университета и факультет высших командных кадров Академии гражданской авиации по специальности «Организатор производства». Работал в Воронеже заместителем командира летного отряда по политико-воспитательной работе, 4 года – в ГДР заместителем командира сводного летного отряда. После возвращения в Советский Союз в Воронежском объединенном авиаотряде последовательно занимал должности замполита отряда, заместителя командира по производству, сменного заместителя начальника аэропорта. В 1987 году был избран генеральным директором Воронежского объединенного авиаотряда. С декабря 2006 года – директор областного государственного казенного предприятия «Липецкий аэропорт». Награжден медалью «За трудовую доблесть», нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта» и нагрудным знаком гражданской авиации ГДР «Отличник Интерфлюга».

* * *

- Владимир Иванович, расскажите о себе, кто были ваши родители?

- Мои родители работали в колхозе. Семья была большая: семь детей. Я - четвертый, младший, сын, после меня родились еще три дочки. Жизнь была трудной, но интересной. Отец и мать приучили нас во время летних каникул работать на подсобном хозяйстве и в колхозе, самим зарабатывать себе на школьную форму. Мы приходили из школы, которая была за три километра от дома, и помогали родителям. Несмотря на все эти трудности у нас оставалось время и на занятия в школьных кружках – они тогда были бесплатными, и на вечера в местном Доме культуры. После окончания школы я обратился в правление колхоза «Маяк коммунизма» с просьбой выдать мне паспорт – колхозникам их просто так не выдавали. Председатель колхоза, посмотрев мои школьные оценки, сказал: мы тебя направим в воронежский сельхозинститут, а после его окончания ты вновь вернешься в колхоз.

Мне не хватило баллов, чтобы поступить в институт, но достаточно, чтобы меня приняли в воронежский железнодорожный техникум. Проучился два года - и срочная служба. В школе младших авиационных специалистов (ШМАС) получил специальность механика по радио- и радиолокационному оборудованию самолетов МиГ-17 и МиГ-19.

Мне повезло: служил у замечательных командиров-наставников, которые привили мне любовь к авиации на всю жизнь. После службы вернулся в Воронеж. В обкоме комсомола мне предложили поработать инструктором Коминтерновского райкома ВЛКСМ. Вскоре меня назначили заведующим орготделом райкома комсомола.

Через два года из Воронежского объединенного авиаотряда ко мне приехал Заслуженный пилот СССР Георгий Александрович Ячменев, ныне – заместитель председателя Комиссии по расследованию авиационных происшествий МАК – и предложил возглавить комитет комсомола аэропорта. Так я вернулся в авиацию и, как оказалось, навсегда. Объединенный авиаотряд впоследствии возглавил замечательный руководитель и человек, ветеран Великой Отечественной войны Андрей Саввич Пороник.

- А вы знаете, что Андрей Саввич в своих воспоминаниях написал, что благодарен всем руководителям, которые помогали ему в становлении, в том числе назвал и вас, замполита 307-го летного отряда Малахова Владимира Ивановича? (Опубликовано 28.03.2006 http://www.voronezhavia.ru/index.php?a=101&t=7)

- Правда? Мне очень приятно об этом узнать. Это было прекрасное время. Мы много работали и многого добивались. Я своим подчиненным говорю: труд – это важное звено в жизни человека, от него зависит судьба.

- А как вы из Воронежа перешли на работу в Липецк?

- Липецкий аэропорт несколько лет не работал. Два раза его банкротили заезжие столичные бизнесмены. Расчет у них был простой: нажиться на продаже зданий и сооружений. Например, четырехэтажное здание гостиницы, которая раньше принадлежала аэропорту, они продали за 680 тыс. рублей. Можно сказать, пустили на ветер аэровокзал, здание штаба. Одним словом, все распродали, а специалистов уволили. Но что такое область без своего аэропорта? По-моему это нонсенс. Глава администрации Липецкой области Олег Петрович Королёв принял решение создать Областное государственное казенное предприятие (ОГКП) «Липецкий аэропорт» и таким образом защитить его от любителей легкой наживы. Олег Петрович Королёв и заместитель главы областной администрации Юрий Иванович Алтухов (ныне – председатель Избирательной комиссии Липецкой области) пригласили меня на должность директора казенного предприятия.

Когда я пришел, здесь была дикая разруха, в аэровокзале стояли два разбитых кресла. Помещения всех служб находились в запущенном состоянии, в них ремонт не делали, наверное, со времен советской власти. Жена уговаривала написать заявление об уходе по собственному желанию, потому что нужны были просто титанические усилия, чтобы расчистить эти авгиевы конюшни. Но мой жизненный девиз: «Надо быть созидателем, но не разрушителем!» Мне уже и самому захотелось вернуть к жизни аэропорт. Очень большую помощь в этом мне оказала Администрация Липецкой области. Она помогала в решении всех проблем, а их было немало.

Аэропорт Липецк

- С чего вы начали возрождение? Много изменилось с тех пор в аэропорту?

- Для вновь созданного авиапредприятия пришлось выкупать у собственников здания и сооружения. У всех служб было всего пять персональных компьютеров, теперь их – 59. Когда я пришел сюда, численность персонала составляла всего 150 человек, аэропорт работал только в дневное время. Рейсов по расписанию вообще не было.

В службе управления воздушным движением оставалось восемь человек. Работали они только в будние дни с 9 до 17 часов. Сейчас в службе управления воздушным движением и радиотехнического обеспечения полетов работает 55 человек, пять смен авиадиспетчеров. Всего в аэропорту трудится 350 человек. Уже третий год аэропорт работает в круглосуточном режиме.

Когда мы только готовились к переходу на круглосуточную работу, оказалось, что в Липецке не осталось никого, кто достаточно знал аэропортовую деятельность. Авиационные вузы нам не присылали своих выпускников. Пришлось собирать специалистов со всего бывшего Советского Союза. Из стран СНГ приехали диспетчеры со знанием английского языка. В программу социального развития области мы вписали пункт о преференциях работникам аэропорта. Для граждан РФ - получение регистрации по месту работы, а для бывших соотечественников из стран СНГ – упрощенная процедура получения российского гражданства. Договорились с областной администрацией на паритетных началах частично дотировать оплату за поднаем жилья приезжим специалистам.

В общем, что-то получилось сделать сразу, а что-то заняло не один год. Например, процесс выкупа зданий и сооружений закончился только в прошлом году.

К слову сказать, у нас уникальное по архитектуре здание аэровокзала. Проект его утвердили в конце 1985 года. Авторы – липецкие архитекторы Г.М. Александров и М.М. Трофимова были удостоены Государственной премии. В отделке фасада использованы различные виды природного камня, привезенного из Средней Азии, с Урала и Северного Кавказа. Работники аэропорта очень благодарны главе администрации области Олегу Петровичу Королёву за то, что он сохранил наше стратегическое для области предприятие и рабочие места. Он нас не забывает и постоянно поддерживает морально и материально.

Аэропорт Липецк

- На авиаперевозки оказывают основное влияние, как правило, три фактора: нселенность региона, его отдаленность от политических и административных центров страны и уровень жизни людей. Все три фактора – не в пользу Липецкого аэропорта: по численности населения Липецк нельзя причислить к крупным городам, здесь проживает чуть больше 0,5 млн человек. В области хорошо развиты автомобильный и железнодорожный транспорт. Основной поток пассажиров, конечно же, связан с Москвой, куда можно добраться за одну ночь на поезде или за 5 – 7 часов на автомобиле. В этих условиях востребованы авиационные услуги у населения?

- Вы правы, у нас основной и стабильный пассажиропоток – между Москвой и Липецком. Но не только названные вами факторы влияют на авиаперевозки. Большую роль играет социальная политика в регионе, отношение к людям со стороны властей. А в нашей области забота о людях, повышении уровня их жизни имеет конкретные формы. Это стало возможным, в частности, и благодаря развитой экономике. По данным Центра исследований региональной экономики, Липецкая область занимает третье место в Черноземье по бюджетной обспеченности в расчете на одного жителя – 17,61 тыс. рублей. Экономическая ситуация в регионе позволяет оказывать поддержку авиаперевозкам.

До 2010 года все регулярные рейсы выполнялись с дотацией из областного бюджета, то есть область компенсировала авиакомпании убытки от выполнения рейсов. В 2010 году прекратилось дотирование московских рейсов. В 2010 году одна из авиакомпаний попросила дотацию на регулярные рейсы в Сочи.. Областной бюджет выделил на эти цели 3,5 млн рублей. Люди получили летом возможность слетать на отдых на Черноморское побережье Кавказа. В этом проявляется забота о людях, о их здоровье, а кроме того и об аэролпорте. Чем больше мы обслужим самолетов, тем больше заработаем сами. Тем стабильнее будем себя чувствовать.

Сейчас у нас ежедневно выполняются три рейса на Москву. В интересах авиапассажиров стараемся влиять на стоимость авиаперевозок и, как можем, способствуем ее снижению . Приведу такой пример. Раньше к нам летала авиакомпания «АК БАРС АЭРО». Хорошая, надежная компания, у нас никогда не возникало с ними проблем. Но у нее самолеты Як-40, у которого расход керосина 1,7 т. Сейчас рейсы на Москву выполняет авиакомпания «Полет» на самолете SAAB-340B. Расход керосина у него 650 кг. Соответственно и цена билета сократилась почти в два раза. Это выгодно нашим пассажирам. Средняя загрузка воздушных судов составляет как правило 75 процентов, что уже выгодно авиакомпании. А поскольку пассажиропоток увеличился, это выгодно и аэропорту.

- Жизнь аэропорта – своеобразный индикатор экономической жизни региона. Это правило действует у вас?

- Потребность в аэропорте стала ощущаться особенно остро в связи с образованием на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Липецк». В Липецкой области, в том числе в особой экономической зоне «Липецк», сейчас находится 350 предприятий с иностранным капиталом. Одним из условий образования ОЭЗ было создание транспортной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета и бюджета области, а также других привлеченных источников. Наш аэропорт находится всего в 25 км от ОЭЗ, поэтому он стал частью ее транспортной инфраструктуры. Возросло количество пассажиров, очень много прилетает иностранных специалистов. 75 процентов пассажиров, прилетающих из Москвы, это граждане зарубежных государств. Именно поэтому у нас в свое время возникла возможность возродить аэропорт и, надеемся, в ближайшее время сделать его международным.

Работа туроператоров уже свидетельствует, что в области достаточно желающих отдыхать в Турции, Египте… Они с удовольствием станут нашими пассажирами, когда откроется международный терминал. Ведь сейчас они вынуждены летать за рубеж из воронежского или московских аэропортов. Мы прекрасно понимаем, что пассажиропоток сильно не увеличится. Но рассчитываем на международные грузовые перевозки. Не секрет, что московские аэропорты перегружены. Мы могли бы принимать грузы из-за рубежа и отправлять их дальше на юг. Для авиакомпаний новый маршрут через наш аэропорт, несомненно, будет более выгодным.

С учетом реальной потребности в международном терминале глава областной администрации Олег Петрович Королёв обратился к Президенту РФ с ходатайством о придании Липецкому аэропорту международного статуса и установлении в нем постоянного грузопассажирского пункта пропуска через госграницу. Администрацию Липецкой области поддержал Минтранс России. В апреле 2008 года Правительство РФ своим Распоряжением приняло предложение Администрации области и Минтранса об открытии Липецкого аэропорта для выполнения международных полетов воздушных судов и установлении в нем многостороннего постоянного воздушного грузо-пассажирского пункта пропуска через Государственную границу РФ. В рамках Подпрограммы «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» в 2008 году были выделены бюджетные ассигнования на проектирование пункта пропуска.

Аэропорт Липецк

На реконструкцию всего аэропорта нам выделили 655 млн рублей из федерального бюджета. В течение двух лет проходили процедуры согласования проекта в межведомственных комиссиях Правительства РФ. Надеюсь, «Липецкий аэропорт» скоро де-факто получит статус международного. Когда нам выделили деньги из Федерального бюджета, вместе с Росавиацией мы выполнили техническое задание по реконструкции Липецкого аэропорта. Реконструировали и удлинили взлетно-посадочную полосу. ВПП у нас будет самой длинной в Центрально-Черноземном экономическом районе: 2800 м. То есть, можем принимать все типы самолетов. Запланировано расширение перрона на 48 стоянок. Уже разработана проектная документация и выделено 54 млн рублей из федерального бюджета. Пропускная способность аэровокзала сегодня 250 пассажиров в час. Этого достаточно, чтобы принимать и отправлять пассажирские самолеты, такие как наш среднемагистральный Ту-204 и его зарубежные аналоги.

Реконструкцией действующего аэровокзала предусмотрено создание пассажирского пункта пропуска через госграницу. Вся документация сейчас находится в Главгосэкспертизе. Как только будет дано положительное заключение, мы начнем реконструкцию. Если все пойдет по плану, то в конце года уже сможем принимать и отправлять пассажиров международных рейсов, в первую очередь из Италии. Именно итальянские специалисты самые постоянные и многочисленные гости Липецка, потому что больше всего предприятий у нас с участием итальянского капитала. Например, всем в нашей стране известны холодильники марки «Стинол», кстати это название является аббревиатурой: СТаль Из НОвоЛИпецка. Производитель – расположенное в Липецке дочернее предприятие Indesit Company. 1 апреля прошлого года с конвейера липецкого завода сошло 20-миллионное изделие. Это самый наглядный показатель активной экономической жизни в регионе. Помимо итальянцев у нас работает много специалистов из Австрии и Германии.

- Во сколько вы оцениваете глобальную реконструкцию аэропорта?

- Нужно вложить примерно 655 млн рублей.

- Вы надеетесь получить эти средства?

- Не только надеемся, но и твердо верим, что средства нам будут выделены. С момента образования областного государственного казенного предприятия «Липецкий аэропорт» – с мая 2004 года по декабрь 2010 года из областного бюджета на развитие аэропорта мы уже получили в общей сложности 400 млн рублей, и 135 млн рублей было выплачено дотаций авиакомпаниям за выполнение регулярных рейсов. На полученные из областного бюджета 400 млн рублей была закуплена спецтехника, система посадки СП-90, одним словом, вся техническая оснащенность аэропорта.

Но мы и сами не сидели сложа руки. За это время мы заработали 375 млн рублей, которные также пошли на развитие аэропорта. Причем пропорция бюджетных и заработанных средств все время меняется в сторону увеличения последних. Например, в прошлом году мы получили из областного бюджета 70 млн рублей, а сами заработали 71,3 млн рублей. По сравнению с тем временем, когда мы только начинали возрождать аэропорт, и область дотировала 70 процентов всех расходов, итоги работы аэропорта в 2010 года подтверждают нашу возможность в будущем твердо встать на ноги. В 2012 году планируем снизить нагрузку на областной бюджет и больше зарабатывать самостоятельно.

- На обслуживании трех рейсов в сутки много не заработаешь…

- Ну, перечень аэродромных услуг не ограничивается тремя рейсами на Москву. Ежедневно Ан-2 и Ми-2 с нашего аэродрома выполняют работы по облету нефте- и газопроводов. Периодически компания «Центр-Юг» выполняет чартерные рейсы самолетами Як-40 и Ту-134, которые базируются в нашем аэропорту.

Раньше в каждом муниципальном районе была площадка для авиационно-химических работ, область имела около 80 своих самолетов для выполнения сельхозработ. Площадки остались, но своих самолетов в сельскохозяйственном варианте в аэропорту нет. Летают другие авиакомпании, такие как «Баркол», «Русич». Часть их самолетов также базируется на нашем аэродроме и пользуется нашими сервисными услугами. Кроме того, расширяем спектр внеаэропортовых услуг. Кто хочет работать – работает, кто не хочет – ищет причины, чтобы не работать. Мы – работаем.

- Но чтобы иметь заметную коммерческую выгоду надо сначала вложить деньги в производство?

- Да, требуются значительные суммы. Из областного бюджет нам уже выделили 65 млн рублей. Эти деньги пойдут на перестройку аэровокзала. С него начнется международный аэропорт. Взлетно-посадочная полоса и техническая оснащенность уже соответствует международному статусу. Сейчас надеемся получить дополнительно еще 54 млн рублей на развитие аэропорта. Решается вопрос о закупке машины руководителя полетов. Обещают купить еще одну пожарную машину, новый топливозаправщик на 20 т, тягач и тележки для багажного отделения, транспортерную ленту. А еще надо менять светосигнальную систему, приводить ее в соответствие с требованиями 1 категории ИКАО. Для этого тоже нужны значительные средства. Но я оптимист. Уж если удалось вдохнуть жизнь в разбитый, ограбленный, почти умерший аэропорт, то его становление в статусе международного – дело реальное.

- В Липецке много бывших военных летчиков, летно-технического персонала, ведь здесь находится крупный Центр боевого применения и переучивания летного состава Министерства обороны РФ. Наверное, кадровая проблема для вас стоит не так остро, как в других регионах?

- На самом деле от кадровой проблемы никуда не деться. Например, средний возраст наших авиадиспетчеров составляет 48,8 лет. А пенсионный возраст для них, как у армейских полковников – 50 лет. Молодежи практически нет. Не хватает молодых специалистов на должностях инженеров радиолокации и навигации. Выпускники вузов стараются найти работу в крупных аэропортах: в Москве, Санкт-Петербурге, где и работа интересней, и зарплата выше, и есть перспективы карьерного роста. У нас диспетчер 1-го класса получает 15 тыс. рублей, а диспетчер 3-го класса – 10 тыс. рублей. Конечно, работы у них гораздо меньше, чем у коллег в крупном аэропорту, но ответственность у всех одинаковая, а вот зарплата разная. У наших диспетчеров она почти в два раза выше величины прожиточного минимума, который был в прошлом году установлен в Липецкой области для мужчин – 5345 рублей. Однако не будем забывать, что в статистике, научных исследованиях и прогнозах показатель прожиточного минимума рассматривается как граница бедности. Получается, что молодые диспетчеры недалеко отодвинуты от этой границы. Поэтому у нас работают ветераны, которые помимо зарплаты получают еще и пенсию.

- На своем сайте в Интернете МАК, наверное, впервые в своей истории опубликовал переговоры диспетчеров Смоленска (Северного) с пилотами польского самолета Ту-154. Какие выводы, по вашему мнению, нужно сделать руководителям авиапредприятий из расследования причин катастрофы этого самолета?

- Главное в оценке работы аэропорта, конечно, экономический показатель, но есть и более важный – это обеспечение безопасности полетов. С учетом увеличения террористических актов в мире, и в частности, в России – я имею в виду последний теракт в аэропорту Домодедово, обеспечение авиационной безопасности, как и безопасности полетов, должно занимать первое место в работе аэропорта. У нас строгий контроль за качественной подготовкой авиационной техники к каждому полету. Много внимания уделяем подготовке специалистов авиационно-инженерной службы. Каждый год приобретаем новую технику.

Аэропорт Липецк

- Денег хватает?

- Никогда мы не будем тратить деньги на что-то другое в ущерб безопасности и регулярности полетов, они - наши главные приоритеты в работе. Все, что заработали, мы тратим на новую технику. В прошлом году нас проверяла комиссия Минтранса. Она высоко оценила уровень сервисного обслуживания и безопасности полетов. Наш аэропорт, по оценке комиссии, был признан одним из лучших в Центрально-Черноземном экономическом районе.

- Можно сказать, что аэропорт любит своего пассажира?

- Конечно! Стараемся сделать все, чтобы он чувствовал себя комфортно. Начиная с интерьера аэровокзала и заканчивая сервисными услугами. Обратили, наверное, внимание, что у нас в зале ожидания настоящий зимний сад? Аэровокзал очень уютный. Люди у нас отзывчивые. Прилетаешь, вступил в здание аэровокзала – и чувствуешь, что уже дома. Все, кто к нам прилетает, хорошего мнения об аэропорте. В здании аэровокзала мы установили терминалы для продажи электронных билетов. Работает ресторан, почтовое отделение связи с общественной точкой доступа в Интернет. Для пассажиров с детьми – комната матери и ребенка. Круглосуточно работает медпункт. В случае задержки рейса пассажир может воспользоваться услугами гостиницы, которая находится в здании аэровокзала. Мы предоставляем одно-, двух- и трехместные номера с удобствами. Прилетающим пассажирам мы поможем заказать такси. В бизнес-центре аэровокзала для вас Интернет, все виды оргтехники. Вы можете посмотреть телевизор, почитать газету, выпить чай, кофе. Если забыли дома зарядное устройство для сотового телефона, можете зарядить аккумулятор и даже погладить помявшуюся в дороге одежду. Одним словом, мы оказываем нашим пассажирам самый широкий спектр услуг.

- В аэропорту есть профсоюзная организация?

- Нет, но обязательно создадим. Она нужна на любом предприятии, в том числе и в аэропорту.

- На новогоднем детском утреннике в здании аэровокзала было много детворы. Это дети работников вашего предприятия?

- Дети и внуки. И не только работников аэропорта. Были гости из подшефного детского дома-школы для детей-сирот №2 города Грязи.

- Почему вы взяли шефство над детским домом?

- Мы там, где труднее, где детям необходима такая помощь. Третий год помогаем морально и материально, например, помогли провести ремонт в школе. Регулярно организуем встречи воспитанников детского дома с работниками аэропорта, ветеранами. 1 сентября традиционно проводим Урок мира, и, конечно, на новогодние праздники приглашаем детей в гости на елку, дарим подарки. Цель нашей шефской работы – помочь ребятам в выборе профессии, получить авиационное образование, прийти на работу в наш аэропорт и стать достойными гражданами своей страны.

Беседу вел Владимир ГУНДАРОВ

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ "Воздушный флот" №5 (487) февраль 2011 г.

Фото предоставлено ОГКП «Липецкий аэропорт»



Хостинг от uCoz
На главную страницу